Что такое структурированный продукт? Существует достаточно много определений данному понятию. В целом, можно сказать, что структурированный продукт – комплексный финансовый продукт, построенный с использованием деривативов. Например, простейший инвестиционный структурированный продукт состоит из депозита и опциона колл.
В чем состоит преимущество структурированных продуктов перед традиционными инструментами вроде акций. облигаций, депозитов, ПИФов и т. д.? Одно из наиболее интересных – в том, что СП позволяют получать повышенную доходность, не рискуя вложенным капиталом (при этом, конечно, не следует забывать о кредитном риске по продукту).
Инвестор часто не догадывается о том, из каких именно финансовых инструментов строится продукт. В договоре, заключаемом с банком или ИК, чаще всего просто приводится формула для расчета доходности, которая будут выплачены инвестору по продукту. Доходность по продукту является плавающей и привязывается, например, к фондовому индексу или ценам других активов (которые называются базовыми активами структурированного продукта).
Способов привязки доходности по продукту к базовым активам существует бесчисленно много. Теоретически, ничто не мешает выпустить продукт с доходностью, привязанной, например, к синусу от индекса РТС. Однако существует набор наиболее распространенных типов структурированных продуктов. В России распространены пока только самые базовые продукты, с самыми простыми формулами доходности.
В целом, структурированный продукт представляет собой обычно набор денежных потоков – но не фиксированных (как по облигации или по депозиту, например), а плавающих (привязанных к различным базовым активам).
При этом важно, что тот же самый набор денежных потоков юридически может быть оформлен многочисленными способами – иными словами, существует множество «оберток», юридических форм, используемых для структурированных продуктов. Среди них – индексируемые депозиты, структурированные облигации, ОФБУ и др.
По структурированным продуктам чаще всего отсутствует явная комиссия – однако на самом деле комиссия встраивается в условия продукта.
Выпуск структурированного продукта банком включает в себя следующие основные этапы: 1) определение общих условий и устройства продукта, 2) оценка справедливой стоимости продукта и его параметров, объявляемых клиенту (с учетом встраиваемой комиссии), 3) продажа продукта клиенту и 4) хеджирование проданного продукта с помощью базового актива и других инструментов. Оценка стоимости / параметров продукта («прайсинг») и хеджирование являются самыми важными и сложными этапами в процессе выпуска продукта.
К сожалению, терминология в области структурированных продуктов является достаточно размытой и запутанной. Например, данные продукты называют как структурированными, так и структурными (как говорить правильно?), а термин “participation rate” (коэффициент участия – важнейший параметр многих СП) переводится различными банками и ИК различным образом: «доля участия», «коэффициент зависимости», «коэффициент соучастия» и др.
Проще всего понять, что такое структурированный продукт, рассмотрев пример простейшего СП, состоящего из депозита и опциона колл.