Представим себе, что рынок опционов вообще отсутствует, и у банка нет возможности покупать ни биржевые, ни внебиржевые опционы. У банка есть лишь доступ к рынку акций. Предположим, что клиент банка хочет получить структурированный продукт со встроенным опционом колл, привязанный к акции Газпрома – может ли банк ему подобный продукт предложить? Хотя это может показаться невероятным, но на самом деле это возможно.
Как мы уже говорили, в договоре, заключаемом между клиентом и банком при продаже структурированного продукта, обычно ничего не говорится об опционах, из которых данный продукт состоит. В договоре содержится формула, определяющая порядок расчета доходности, которую банк обязуется выплатить клиенту через 1 год.
Чисто теоретически, банк может продать клиенту структурированный продукт и разместить всю полученную сумму на депозит, не покупая никаких опционов. Однако в этом случае банк будет нести риск того, что базовый актив сильно вырастет к дате истечения продукта, и у банка не хватит денег для выплаты клиенту оговоренной в договоре доходности.
Что же делать банку, не имеющему возможности покупать опционы на рынке?
Оказывается, опционы на акции Газпрома (в данном примере банк продал клиенту продукт, привязанный именно к Газпрому) можно «производить» самостоятельно, покупая и продавая акции Газпрома на рынке, следуя определенной стратегии, называемой дельта-нейтральным хеджированием.
Эта стратегия работает примерно следующим образом: сначала банк покупает примерно 50% акций, лежащих в основе опциона; при росте акций он их потихоньку докупает, а при падении – продает. И в дату истечения опциона, вне зависимости от ценового пути акций, будет сгенерирована выплата, в точности равная выплате по опциону.
Главное преимущество хеджирования опционов состоит в том, что оно дает возможность «производить» любые опционы, с любыми параметрами, в том числе любые экзотические опционы – в том числе такие, которые вообще не торгуются на рынке.
Однако хеджирование обладает и рядом сложностей.
- Точное хеджирование возможно только в условиях заранее известной волатильности. Таким образом, оно содержит риск изменения волатильности. При покупки опционов у контрагента этот риск отсутствует.
- Хеджирование всегда обладает определенной погрешностью, неточностью.
- Хеджирование требует постоянного слежения за рынком и постоянного совершения торговых операций.
«Производство» опционов через хеджирование – один из самых увлекательных и на первый взгляд невероятных аспектов теории и практики деривативов. В конечном итоге, основная трудность выпуска сложных структурированных продуктов заключается именно в хеджировании.
Мы не будем здесь детально рассматривать вопросы дельта-нейтрального хеджирования. Важно понять главное: для выпуска структурированных продуктов (а также «голых» опционов, и вообще любых других деривативных продуктов) достаточно иметь возможность покупать и продавать базовый актив.
« Где покупать опционы для структурированных продуктов?