Как и при продаже любых других финансовых продуктов, банки и инвестиционные компании зарабатывают свою прибыль на комиссии.
В случае структурированных продуктов, комиссия может взиматься различными способами.
1) Явно выраженная комиссия
В этом случае банк / ИК открыто информирует клиента о том, что при приобретении СП он должен быть заплатить, например, 2% от суммы вложений в продукт в качестве комиссии. Комиссия также может устанавливаться в % от конечной выплаты по продукту, и множеством других способов.
Такой способ взимания комиссии используется в основном для СП, оформляемых в виде доверительного управления, поскольку при данном способе оформления у банка / ИК нет возможности «встроить» комиссию в условиях продукта.
2) Встраивание комиссии в параметры продукта
Чаще всего, однако, по структурированным продуктам отсутствуют явно выраженные комиссии, и клиент получает продукт как будто бы бесплатно. Однако это не так: комиссия встраивается в параметры продукта.
Каким образом это происходит? Очень просто: параметры структурированного продукта, которые объявляются клиенту, являются не «справедливыми», а немного ухудшенными. Например, клиенту могут предложить СП с участием в росте индекса РТС с коэффициентом участия 40%, в то время как «справедливый» коэффициент участия составляет 45,45% (см. пример, детально описывающий процесс «встраивания» комиссии в простейший СП).
В целом, нет ничего необычного в том, что банк зарабатывает комиссию на выпуске структурированных продуктов. Некоторый дискомфорт для клиента может состоять в том, что он не знает, сколько именно банк зарабатывает, продавая ему те или иные продукты. В некоторых случаях банк может встраивать в продукт очень высокие комиссии, а клиент даже не будет этого понимать.
Что делать в такой ситуации? Одно из возможных решений состоит в том, чтобы обратиться к профессиональному финансовому консультанту, который сможет оценить справедливую стоимость продукта и размер заложенной в него комиссии (подобные консультации оказывает и наше Агентство).
В целом, следует сказать, что «невидимость» комиссии является типичной ситуацией в бизнесе. Так, например, при покупке почти любых товаров в магазине покупатель не знает их себестоимость (т. е. «справедливую стоимость») и не имеет информации о торговых и иных наценках, которые он уплачивает при покупке товара.