В России структурированные продукты могут оформляться в виде обыкновенных облигаций: это было доказано компанией Тройка Диалог, которая в июне 2009 года впервые в российской практике выпустила и разместила среди своих клиентов облигации с плавающим купоном, привязанным к индексу РТС (см. продукт Troika Index Bond в нашей базе данных).
Данные облигации представляют собой классический инвестиционный структурированный продукт с защитой капитала и участием в росте индекса РТС.
Структурированные облигации можно считать российским аналогом структурированных нот и сертификатов, выпускаемых на развитых рынках.
До выпуска Тройки Диалог, облигации в России эмитировались практически исключительно с фиксированной процентной ставкой. Следует отметить, что в 90е годы имели место выпуски облигаций с плавающим купоном, однако эти облигации выпускались нефинансовыми компаниями с целью привлечения финансирования.
Любопытно, что выпуску Troika Index Bonds не предшествовало принятие каких-либо законодательных актов, которые бы позволили выпускать облигации с плавающим купоном. Иными словами, выпуск подобных облигаций юридически был осуществим и несколько лет назад.
Вероятно, в скором времени следует ожидать активизации выпуска структурированных облигаций и другими банками и ИК.
Достоинства и недостатки облигаций как формы выпуска СП
Облигация является ценной бумагой – таким образом, это секьюритизированная форма выпуска СП, что влечет за собой целый ряд преимуществ.
1) Возможность досрочного погашения продукта.
Структурированную облигацию, как и любую ценную бумагу, инвестор может продать на вторичном рынке, не дожидаясь даты погашения. В этом случае, однако, существует риск неполного возврата капитала.
2) Возможность биржевого обращения.
Обыкновенные облигации могут обращаться на бирже. Это означает, что подобная возможность существует и для структурированных облигаций.
Если в будущем объем выпуска структурированных облигаций достигнет достаточного уровня, в России, теоретически, могут появиться специализированные торговые площадки для торговли данными продуктами – подобно швейцарской Scoach. Но случится это, вероятно, еще не скоро.
Облигация как форма структурированного продукта, однако, обладает и некоторыми недостатками.
1) Трансакционные издержки.
Организация выпуска облигаций связана с определенными трансакционными издержками – так, например, облигационные выпуски необходимо регистрировать в ФСФР.
2) Минимальный объем выпуска.
Для того, чтобы окупить издержки по организации эмиссии, выпуск облигаций целесообразно проводить только начиная с определенного, достаточно крупного объема.